Общение виды общения

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

Содержание

1

Общение

Это понятие можно кратко охарактеризовать как сложную процедуру по налаживанию контактов с другими людьми и группами, обусловленную потребностями совместной деятельности. Для ее осуществления используется не только речь, но и неречевые приемы.

Обмен информацией в жизни имеет фундаментальное значение. Человечество частично утратило связи с природной средой и восполнило это обучением и возможностью быстрого усваивания и переработки знаний. Поэтому существование общества без общения невозможно.

Целью общения является изменение поведенческой, мотивационной, познавательной и эмоциональной областей участников взаимодействия. Собеседники могут делиться действиями, продуктами труда, взглядами, мыслями, планами, идеями, эмоциями и т. д.

Структура общения и многообразие его видов связаны с тем, что оно имеет разные функции. Наука присваивает общению много различных функций. В социальной психологии выделяют 8 основных:

  • Контактная. Выражается в налаживании контакта и готовности обмениваться информацией.
  • Информационная. Обозначает передачу каких-либо данных другому человеку при поступившем от него запросе.
  • Побудительная. Характеризуется мотивацией оппонента на активную деятельность, достижение целей.
  • Координационная. Имеет место при взаимодействии, направленном на координацию действий членов общества, которые занимаются совместной деятельностью.
  • Понимания. Функция адекватного восприятия и понимания информационного посыла, взаимопонимания участников диалога.
  • Эмотивная. Выражается в том, что один человек вызывает у другого определенные эмоции и чувства. Или, наоборот, стремится вызвать их у себя посредством общения с конкретным собеседником.
  • Установления отношений. Функция закрепления места личности в социальной среде.
  • Оказания влияния. Внесение изменений в поведение, состояние, личные взгляды и цели индивида.

Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

1.1

Коммуникация в молодежной среде

Общение особенно важно для детей и подростков. Без контактов с внешним миром невозможно нормальное развитие личности. Можно выделить следующие особенности коммуникации молодых людей:

  • Общаются посредством обмена эмоциями и впечатлениями.
  • Активно используют невербальное общение: обнимаются, пожимают руки, трогают за плечо и т. д.
  • Ведут интимные разговоры, делятся самым сокровенным.
  • В общении используют слова, которые популярны только в их среде (жаргоны).
  • Опосредованные контакты в социальных сетях и мессенджерах занимают у них большую часть времени.
  • Не умеют контролировать свои порывы. На этой почве во время коммуникации в молодежной среде постоянно возникают споры.
  • Разбиваются на группы по интересам. В каждой группе есть авторитетный лидер.
  • Не идут на контакт с неприятными для них людьми.

Характер в психологии: определение, виды темперамента и типы акцентуации

В зависимости от количества и характеристик участников

Еще одна из наиболее распространенных классификаций типов общения — это те, которые связаны с людьми, участвующими в обмене информацией. Далее мы увидим самые важные типы.

Индивидуальное общение

Этот тип связи происходит только между отправителем и получателем. В нем два человека обмениваются информацией непосредственно между ними, без каких-либо претензий на воздействие третьих сторон или возможной аудитории. Некоторые из его характеристик заключаются в том, что он является прямым и, как правило, более эффективным, но обычно он также медленнее.

Примерами индивидуального общения могут быть такие сценарии, как беседа между двумя людьми, обмен личными сообщениями через приложение или общение по почте или электронной почте..

Коллективное общение

Общение виды общения

Отличительной чертой коллективного и индивидуального общения является в основном намеренность эмитента. При таком типе обмена информацией любой, кто создает сообщение, намерен влиять не только на одного собеседника, но и на нескольких людей одновременно..

Эти другие участники процесса общения могут быть как непосредственными получателями, так и зрителями обмена сообщениями. Таким образом, некоторые примеры коллективного общения могут включать групповые разговоры, а также прямую трансляцию по телевидению или видео на YouTube..

Внутриличностное общение

Общение виды общения

Внутриличностное общение отличается от других типов тем, что в нем отправитель и получатель — это одно и то же лицо. Это происходит, когда человек разговаривает сам с собой, либо внутренне (посредством мыслей и внутренних образов), либо вслух, либо письменно (например, с помощью дневника)..

Внутриличностное общение происходит постоянно и сильно влияет на наше поведение. Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма передачи информации действительно может быть рассмотрена, поскольку в ней участвует только один человек..

Межличностное общение

Этот тип общения будет противоположностью внутриличностному. В нем передача информации дается как минимум между двумя лицами. Важно отметить, что он может быть как индивидуальным, так и коллективным, в зависимости от конкретного сценария, в котором.

Таким образом, например, разговор между двумя людьми будет примером индивидуального межличностного общения; но один в группе будет коллективным межличностным.

внутригрупповой

Общение виды общения

Этот тип общения происходит, когда два или более члена одной группы обмениваются информацией или идеями. Из-за различных психологических эффектов динамика, возникающая, когда собеседники принадлежат к одной и той же группе, сильно отличается от той, которая проявляется в других случаях..

межгрупповых

В отличие от предыдущей категории, межгрупповое общение происходит, когда происходит обмен информацией между членами двух разных групп. Этот стиль общения происходит, например, в дебатах, на переговорах или в классе.

В зависимости от взаимоотношений участвующих групп друг с другом, динамика, присутствующая в этом типе общения, будет совершенно разной в каждом случае.

Массовая связь

Общение виды общения

Последний тип общения по словам участников — это тот случай, когда один отправитель передает сообщение большому количеству анонимных получателей. Основное отличие этого стиля в том, что отправитель не знает, кто прибывает, и, в принципе, нет намерения получить ответ..

Содержательный компонент процесса общения

Общение – это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  • Материальное – кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия – удовлетворение насущных потребностей человека.
  • Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  • Кондиционное – направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  • Мотивационное – цель – мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  • Деятельностное – сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

В соответствии с используемым каналом

В прошлом единственный способ передачи информации состоял в том, чтобы делать это лицом к лицу, будь то в устной или невербальной форме. В настоящее время, однако, у нас есть много альтернатив, которые позволяют нам общаться более универсальным способом.

Прямое общение

Общение виды общения

Наиболее традиционный метод коммуникации, и один из наиболее используемых по сей день, это тот, который предполагает отправку сообщения непосредственно нашему собеседнику. Это можно сделать с помощью речи или с помощью одного из кодов, упомянутых выше, таких как жесты или письмо..

Таким образом, примером прямого письменного общения может быть обмен нотами внутри класса института; и устная версия будет просто личной беседой между двумя или более людьми.

Телефонная связь

Одним из первых средств массовой информации, который позволял общаться на расстоянии, был телефон. Хотя сегодня он не так популярен, как раньше, он по-прежнему является одним из наиболее широко используемых методов обмена информацией с людьми, которые физически не присутствуют..

Среди характеристик телефонного общения, мы находим, что это позволяет нам захватывать часть невербальной информации (такой как тон голоса или интонации), но пропускает другие элементы, такие же важные, как осанка или выражение лица..

Письменное общение на расстоянии

Общение виды общения

Мы уже видели, что некоторые виды письменного общения могут считаться прямыми при условии, что оба партнера находятся в одном пространстве. Тем не менее, большинство обменов информацией, которые используют письменный язык, происходят удаленно.

В рамках этой категории мы могли бы найти, например, обмен текстовыми сообщениями, а также с написанием в блоге или на печатном носителе, таком как газета или энциклопедия.

Это стиль общения, который имеет как преимущества (такие как непосредственность и возможность передачи информации в любую часть мира), так и недостатки (включает только словесную часть сообщения).

Видео связь

Общение виды общения

Видеосвязь является единственным методом, кроме прямого, который позволяет передавать информацию по двум различным каналам: визуальному и слуховому. Таким образом, хотя это не так полно, как личное общение, это один из предпочтительных вариантов для многих людей, которые не имеют доступа к этой модальности.

В рамках видеосвязи мы можем найти множество различных стилей: от однонаправленных, таких как фильмы или телесериалы, до двунаправленных, которые в основном включают видеозвонки.

Связь с использованием неподвижных изображений

Стиль общения, который обычно не рассматривается, это стиль, в котором используются только фиксированные изображения любого рода, без какой-либо словесной информации. Несмотря на то, что не передается столько данных, сколько в других стилях, мы часто сталкиваемся с этим в повседневной жизни..

В соответствии с чувствами участвующих

Благодаря наличию пяти сенсорных каналов люди могут передавать и получать информацию как с каждым из них в отдельности, так и с помощью комбинации нескольких или всех из них одновременно. В зависимости от сотрудника, свойства связи будут немного отличаться.

Визуальное общение

Общение виды общения

Этот стиль общения предполагает получение информации через зрение. Таким образом, оно может включать как действия, так и разговор на языке жестов, чтение книги или статьи или созерцание произведения искусства, такого как скульптура или картина.

Кроме того, такие важные части непосредственного общения, как невербальный язык, осанка или проксемика, обнаруживаются визуально. На самом деле обработка изображений занимает непропорционально большую часть нашего мозга.

Слуховое общение

Слуховое общение предполагает передачу и прием информации с использованием слуха. В этой категории вы можете найти любой тип разговора, используя речь, прослушивание музыкального произведения или интерпретацию шума автомобиля, чтобы узнать, что вы приближаетесь.

Хотя слух не так преобладает у людей, как зрительный, это канал, который имеет большое значение в наши дни.

Сенсорное общение

Общение виды общения

Прикосновение, хотя и не столь важное в нашей повседневной жизни, как зрение или слух, дает нам ценную информацию во многих ситуациях.

Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно.

Примерами тактильного общения могут быть ласка для любимого человека, а также рукопожатие, которое позволяет нам интуитивно понять характер нашего собеседника, или даже чтение текста Брайля.

Обонятельное общение

Передача информации через запахи является одним из наиболее важных для многих видов животных, таких как собаки. Хотя у людей это не так фундаментально, эксперты считают, что бессознательно мы получаем много информации через это чувство.

Таким образом, существует теория, что люди производят феромоны, химические вещества, которые передают другим людям данные о нашем состоянии здоровья, нашем настроении и других подобных элементах. Тем не менее, это чувство является одним из наименее известных.

Вкусовое общение

Общение виды общения

Наконец, чувство вкуса, вероятно, является наименьшим вниманием, которое мы уделяем в повседневной жизни. Тем не менее, благодаря этому мы можем получать фундаментальную информацию о нашей окружающей среде, как о еде, которую мы едим (фундаментально для нашего выживания), так и о людях, которые к нам ближе.

Таким образом, каждый из четырех основных ароматов (сладкий, соленый, горький или кислый) передает ряд данных, которые интерпретируются на подсознательном уровне. В то же время, когда мы целуем кого-то, это чувство дает нам информацию об их химическом состоянии, которое может влиять на то, как мы относимся к этому человеку..

Гибридная связь

До сих пор мы видели типы общения, которые включают один сенсорный канал; Но в реальном мире большинство ситуаций вовлекают несколько чувств одновременно. Таким образом, информация, которую мы получаем, является гораздо более сложной и полной.

Например, в личной беседе большая часть обмена происходит на слуховом уровне; но также такие элементы, как внешний вид другого человека, его запах и возможный физический контакт, который может возникнуть между собеседниками.

По уровню участия компонентов

Однонаправленная связь

Многие из коммуникативных сценариев, которые мы видели ранее, включают передачу информации только в одном направлении, либо потому, что собеседнику не дана возможность ответить, либо потому, что нет возможности сделать это напрямую..

Так, например, на мастер-классе учитель проводит акт однонаправленного общения со своими учениками; Но этот тип обмена информацией также происходит в средствах массовой информации, так как зрители не имеют возможности связаться с создателями контента..

Двунаправленная связь

Противоположный тип общения — это обмен информацией между собеседниками. В этом стиле выдача сообщения одним из участников вызывает ответ другого, поэтому обратная связь между ними является одной из наиболее важных частей процесса..

Согласно контексту, в котором это происходит

Наконец, некоторые типы связи более подходят для некоторых сред, чем для других. Далее мы увидим два наиболее важных типа в этом смысле.

Формальное общение

Формальное общение происходит в среде, в которой собеседники решили относиться друг к другу с особым уважением, как правило, из-за существования какой-то предшествующей иерархии. В общем, это менее спонтанно, чем другие типы, и требует знания определенных правил и протоколов..

Некоторыми примерами формального общения являются те, которые происходят на встрече руководителей высшего звена компании или во время визита представителя из одной страны на другую территорию..

Неформальное или плоское общение

Неформальное общение происходит в ситуациях, когда между собеседниками нет иерархии или они не обращают на это особого внимания. Это намного более свободно чем формально, и часто происходит более спонтанно.

Этот уровень общения будет происходить, например, в разговоре между друзьями или в телевизионной программе для всей семьи.

Вульгарное общение

Наконец, некоторые эксперты говорят о третьем уровне общения, который может иметь место в среде, в которой собеседники не уважают друг друга. Это обычно происходит среди людей с низким социально-экономическим статусом, хотя каждый может использовать этот тип общения в определенное время.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  • Биологическое – удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  • Социальное – направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  • Непосредственное – задействуются органы и части тела, данные человеку от природы – рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  • Опосредованное – для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  • Прямое – люди общаются между собой лично.
  • Косвенное – взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное – реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное – осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

2

Виды общения

Один и тот же человек использует разные виды общения в своей жизни. Это способствует нормальному функционированию психики человека и формированию полноценной личности. Классификация общения обширна, все основные его виды делятся на группы по определенным критериям:

  • по средствам выражения;
  • по целям;
  • по содержанию;
  • по участникам общения;
  • по средствам передачи информации;
  • по времени.

Характеристика различных видов:

Критерий Виды и характеристика
По средствам выражения
  • Вербальное. Осуществляется с помощью речи и доступно только человеку. Его не всегда достаточно для донесения информации до оппонента.
  • Невербальное. Происходит с привлечением взгляда, жестов, мимики, прикосновений. Они дополняют сказанное или выступают как самостоятельные элементы. Приемы невербального общения влияют на подсознание человека и позволяют воздействовать на его чувства
По целям
  • Биологическое. Это общение, необходимое для удовлетворения потребностей человека как биологической единицы. Оно связано с поддержанием, развитием и сохранением организма. Есть и у животных.
  • Социальное. Определение социального общения звучит как взаимодействие с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
По характеру
  • Деловое (формальное, ролевое). Его цель — договориться о чем-то, прийти к какому-то соглашению. Такая коммуникация обусловлена ролью человека в социуме. Это взаимодействие уместно в рабочем коллективе. У деловой коммуникации обязательно есть предмет для обсуждения.
  • Неформальное. Обусловлено личными отношениями и происходит за границами деловых отношений. Партнеров для такого взаимодействия человек может выбирать самостоятельно. Это люди, с которыми ему приятно проводить время, они разделяют его интересы
По содержанию
  • Материальное. Взаимодействие с целью получения материальных ценностей, предметов, продуктов труда.
  • Когнитивное. Передача информации развивающего вида, которая помогает расширять кругозор и совершенствоваться.
  • Кондиционное. Воздействие субъектов на физическое или психологическое состояние друг друга для достижения определенного эффекта.
  • Деятельностное. Передача действий, операций, умений, навыков.
  • Мотивационное. Передача побуждений к активной деятельности
По участникам общения
  • Лично-групповое. Индивид контактирует с каждым участником группы. Примером можно назвать взаимодействие с рабочим коллективом.
  • Межличностное. Предполагает, что между двумя участниками происходит прямой контакт, поэтому такой вид еще называют прямым. Межличностное общение может быть опосредованным и непосредственным.
  • Межгрупповое. Контактируют две или более группы людей. Такая коммуникация носит мирный или конфликтный характер.
По средствам передачи информации
  • Опосредованное. Происходит с помощью технических средств, почты или третьих лиц. Такой коммуникации могут препятствовать помехи, она может длиться продолжительное время из-за проблем с доставкой информации. Сегодня опосредованное общение пользуется популярностью, особенно, в молодежной среде.
  • Непосредственное. Собеседники общаются, находясь рядом. Они получают друга от друга неискаженную информацию и хорошо понимают смысл сказанных слов.
По времени
  • Кратковременное. Ограничено по времени, осуществляется в пределах одной темы.
  • Длительное. Процесс, который предполагает не только решение стоящих задач, но и познание друг друга. Во время которого человек испытывает потребность в постоянных контактах. Может быть непрерывным и прерывистым, касаться одной или нескольких тем

Существует и множество других видов общения, которые определяются различными учеными на основании их собственных классификаций. Сложно перечислить их все. Выделяют три вида общения, которые не подходят ни под один критерий:

  • Воспитательное общение. Выражается в целенаправленном воздействии одного индивида на другого для достижения определенного результата.
  • Диагностическое общение. В результате такого взаимодействия у человека формируется мнение об оппоненте или он получает информацию о собеседнике (врач-пациент, таблица с вопросами при приеме на работу).
  • Интимно-личностное общение. Оно происходит только между родными и близкими людьми, которые доверяют друг другу.

Многообразие видов общения связано с его многоплановостью.

О чем говорить с мужчиной: лучшие темы для общения

2.1

Педагогическое взаимодействие

Особняком среди всего многообразия видов общения стоит педагогическое взаимодействие. Именно оно оказывает существенное влияние на формирование личности. Его можно определить как процесс, во время которого происходит взаимодействие педагога и учащихся, налаживание их устойчивой коммуникации. На эффективность такого общения воздействует степень удовлетворенности потребностей учеников и преподавателя.

В основе этого педагогического общения лежит установление близких и доверительных отношений. Это возможно при совпадении интересов и целей. Коммуникация должна носить дружелюбный характер, к личности учащегося необходимо уважительное отношение. Только личная заинтересованность преподавателя в успехах своих воспитанников положительно скажется на установках, целях и взглядах молодого поколения.

К вопросу проблемы педагогического взаимодействия впервые обратились в период советской педагогики. Великие педагоги того времени сходятся в одном мнении — учитель должен быть не просто ученым человеком и владеть своим предметом, но и уметь находить подход к ученикам.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.

Общение бывает разное

  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  • Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  • Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  • Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  • Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  • Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  • Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  • Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  • Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  • Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  • Лично-групповое или социально-ориентированное – инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  • Межличностное или личностно-ориентированное – в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  • Межгрупповое – контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения – встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий