Воображение в психологии

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Что такое воображение

воображение в психологии

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический. Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Фото 1991Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Классификация и уровни развития

Изучая виды и свойства воображения в психологии, психологи выделили 2 формы представления: пассивную, активную. Их различает необходимость прикладывать волевые усилия, результат.

Преднамеренное пассивное воображение — создание образов, сохраняющихся на уровне фантазии, мечты. Образы заменяют реальность, являются фантазией о лучшей жизни. Индивид создает образы осознанно, полностью осознавая, что это грезы. Понимает, что противопоставляет фантазию реальному миру. Если человек теряет самообладание, растворяется в фантазии, психическое, социальное развитие замедляется. Индивид может полностью утратить связь с реальностью, начать воспринимать фантазии как единственную реальность.

Непреднамеренное пассивное воображение — создание образов без осознанности, самопроизвольно. Процесс включается, когда сознание ослаблено: во сне, при психических расстройствах. Проявление образов — галлюцинации. Человек видит придуманные образы, но воспринимает их как объективные, физические. Также видом пассивного представления являются сны, в которых появляются неожиданные варианты сюрреалистичных образов.

Активное воображение — процесс, связанный с конкретной деятельностью. Он направлен во внешнее окружение. Побуждается задачей, его можно контролировать, подавлять волевым усилием. Используется, когда индивиду необходимо оценить собственную деятельность со стороны. Умение представлять используется для создания образа, изменения зависимо от необходимого результата. Выделяют 3 вида активного создания образов:

  • Воссоздающее. Восстанавливает объекты, подробно, реалистично прорабатывая детали. Используется при расшифровке карт, чтении книг. С помощью внутренних образов индивид добавляет к текстовым описаниям графические образы, обогащая восприятие.
  • Творческое. Помогает создавать новые образы, придумывая с нуля, без отсылки к текстовым описаниям. Образы, созданные творческим воображением, представляют ценность не только для их автора, но и для других людей. Они воплощаются в виде музыкальных произведений, картин, книг. Творческая деятельность была бы невозможна без представления объекта.
  • Мечта. Планирование, которое не требует немедленного воплощения, называют мечтой. В отличие от грез, которые заменяют реальность, мечта — создание плана действий. Она побуждает к деятельности, мотивирует человека работать.

Развитие воображения зависит от психических процессов. У детей способность к сознательному представлению отсутствует, она возникает постепенно, по мере обладания новыми познавательными функциями.

Функции воображения.

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Пути создания образов

У воображения, как психического процесса, есть физиологическая основа. Оно — результат актуализации нервных связей. Нейроны образуют устойчивые соединения, перегруппируются, распадаются, снова объединяются. Новые представления создаются на основе существующих, не заменяя их. Сложность процесса воображения, связь с эмоциональной сферой, позволяют предположить, что в представлении задействована не только кора головного мозга, но и более глубокие структуры.

Воображение взаимосвязано с органическими процессами. Сила представления может влиять на физическое состояние: человек переживает те же эмоции, что он чувствовал бы при столкновении с реальными объектами. Если он представил пугающий объект, у него учащается сердцебиение, бледнеет лицо, сбивается дыхание. Если выбрано расслабляющее явление — дыхание замедляется, проходят мышечные зажимы.

Представление позволяет сознательно изменять физическое состояние. С помощью самовнушения подготовить тело к физической нагрузке, стимулировать работу внутренних органов. Когда человек представляет движение, его мышцы словно тренируются.

Способы создания образов:

  • Агглютинация — комбинация, в которой отдельные части предметов сливаются в цельный объект. Это позволяет создавать причудливые варианты предметов, существ — русалку, сфинкса. Прием агглютинации используется в творчестве, во время технической работы. Благодаря этому был создан троллейбус, гидросамолет, гироскутер.
  • Акцентирование — прием, заключенный в создании картинки, в которой какая-либо часть подчеркивается, выделяется. Предмет выглядит непропорциональным. Например, карикатуристы рисуют персонажам слишком большие носы, уши, добиваясь комичного эффекта.
  • Гиперболизация — изображаемый предмет намеренно увеличивается или уменьшается, его части смещаются, изменяются. Прием используют в сказках, наделяя одного персонажа уникальными чертами. Так были созданы великаны, трехглавые чудовища, лилипуты, феи.
  • Фото 1993Конструирование — прием, с помощью которого фантастические представления сливаются в обобщенное. Человек просматривает разные образы, выделяя общее, пока не формируется схема, под которую можно подогнать предметы из реальности. Благодаря конструированию индивид может представить типичный вид предмета, если он ему хорошо знаком (например, при слове «кролик» каждый представит животным по-своему — белым, черным или серым, диким или домашним).
  • Типизация — создание объекта путем сложения, разложения образов. Творец передает цельный образ, прорабатывая детали по нескольку раз. Он не использует готовую схему, а создает свою, опираясь на личное видение.

Методы развития

Воображение — целенаправленный процесс, имеющий конечную цель. В дошкольном возрасте оно развивается стремительно. Представлено 2 формами: созданием идеи, стратегии воплощения. Оно помогает ребенку познавать мир. Личность ребенка находится в стадии развития, он еще не имеет рациональных средств защиты психики. Воображение защищает от переживаний при столкновении с действительностью, оберегая от стресса.

Развитие детского воображения зависит от процесса опредмечивания. Ребенок заменяет реальный образ, пытаясь добавить новые черты, изменить, усовершенствовать. Так он пытается воздействовать на реальность, подчинив ее себе. Контролировать себя он еще не может. Способность к планированию появится к 5 годам. К 6–7 годам дети полностью владеют навыком представления себя в мире.

Отрицательные переживания тормозят развитие воображения. Негативный жизненный опыт становится источником создания образов. Не имея возможности получить позитивные варианты образов, ребенок использует только отрицательные. Это приводит к торможению развития остальных психических процессов.

Фото 1994Воображение можно развить в любом возрасте. Одаренные дети проявляют творческие способности в раннем возрасте. Иногда одаренность просыпается в зрелом возрасте, после 40 лет. Например, рисованием многие люди начинают заниматься даже после 60 лет, и это замедляет старение. Занятия творчеством позволяют развить воображение. Можно выбирать любые виды творческой деятельности:

  • рукоделие;
  • ведение дневника, заметок;
  • фотографирование;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • лепка.

Деятельность, требующая внимания, активирует мышление. Это стимулирует развитие воображения, помогая создавать более сложные фантазии. В раннем возрасте лучше всего на развитие способности представлять действуют сказки. Ребенок, слушая рассказы или пытаясь воспроизвести сюжет в игре, самостоятельно стимулирует воображение, ускоряя развитие.

Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.

Об авторе

Создание образов

избушка на курьих ножках

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  • Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  • Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  • Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

визуализация цели

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  • Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  • Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  • Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  • Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  • Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  • «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Читайте также Алекситимия: определение, признаки, лечение

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

чтение сказок детям

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  • Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  • Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  • Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  • Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий