Психология межличностного общения

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Общение по интересам

Если ненавязчиво понаблюдать за молодыми людьми, можно заметить следующую картину: подростки разбиваются на группы, у каждой из которых имеется свой лидер. Даже в старших классах школы прослеживается такая тенденция: юноши и девушки не общаются со всеми подряд одноклассниками, а выбирают себе в друзья тех, с кем у них есть схожие увлечения, взгляды на жизнь. Общность интересов – это ведущий фактор, отражающий проблемы межличностного общения в молодежной среде. Стоит заметить, что подросток никогда не будет взаимодействовать с теми личностями, которые ему неприятны, если только он не зависит от них.

молодежный жаргон

Общение по интересам в юношеском возрасте сводится, как правило, к обмену впечатлениями. Подростки пересказывают друг другу фильмы и книги, которые вызвали у них бурю сильных положительных или отрицательных эмоций. Межличностное общение и взаимодействие имеют большое значение для тех, кому от пятнадцати до восемнадцати лет. Здесь на первый план выходит установление доверительного контакта, который и гарантирует возникновение понимания.

Основы психологии отношений

Психология межличностных отношений играет крайне важную роль в современном обществе. Сами взаимоотношения представляют собой комплекс связей, которые возникают у людей благодаря чувствам, суждениям и контакту. Подобные отношения состоят из следующих пунктов:

  • созерцание и восприятие;
  • исходящая симпатия;
  • взаимодействие и поступки.

Разделяют следующие составляющие их элементы: когнитивная, эмоциональная и поведенческая.

Когнитивная часть состоит из познавательных психических процессов:

  • чувства;
  • понимание;
  • представление;
  • воспоминания;
  • мышление;
  • фантазия.

Они помогают человеку познать ключевые особенности партнеров по коллективной занятости и создать взаимопонимание между ними. Особые черты взаимопонимания включают в себя 2 атрибута: адекватность и идентификация. Первый атрибут — это корректность психического отражения той персоны, которая воспринимается. Второй — сравнение себя с личностью другого человека.

Эмоциональная часть состоит из положительных либо отрицательных переживаний, которые создаются в ходе общения с остальными людьми:

  • симпатия либо антипатия;
  • удовлетворенность;
  • эмпатия — экспансивный отзыв на реакцию иного лица, который может выражаться в качестве сопереживания, сочувствия и соучастия.

Поведенческая часть состоит из мимики, жестикуляции, пантомимики, речи и действий, выражающих подход или позицию этого индивидуума к иным людям или же целиком к группе. Кроме того, эта часть предстает главным элементом в урегулировании взаимоотношений. Результативность межличностных отношений расценивается по общему состоянию удовлетворенности/неудовлетворенности всей группы и каждого ее члена.

Проблемы и трудности, которые могут возникать

В межличностных отношениях часто возникают проблемы и трудности. Это связано с тем, что в России не изучается даже краткий курс культуры общения. Бывают ситуации, в которых один собеседник обладает культурой коммуникации, а второй даже не знает, что это такое. Проблемы общения делятся на 2 группы:

  • Субъективно переживаемые;
  • Объективно переживаемые.

Каждая из этих групп, в свою очередь, делится на первичную и вторичную подгруппу. К первичным относится несоответствие темпераментов и характеров у субъектов общения, к вторичным – память неудачных межличностных отношений.

Во время общения люди узнают много новой информации, меняют свое настроение, делятся горестями и радостями, реализовывают себя. Единственный способ чувствовать себя комфортно в любом обществе – изучать нормы поведения и повышать культуру межличностной коммуникации.

Формы межличностного общения

Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно

Кроме видов межличностных отношений, существуют еще и формы. Есть позитивные формы, к которым относятся:

  • Любовь;
  • Дружба;
  • Близость;
  • Приятельское общение;
  • Влечение;
  • Альтруизм.

Альтруизм как форма межличностного общения

Альтруизм как форма межличностного общения

Нейтральные формы:

  • Безразличие;
  • Аутизм;
  • Эгоизм;
  • Конформизм.

Негативные формы:

  • Негативизм;
  • Неприязнь;
  • Агрессия;
  • Ненависть.

Цели влияния

В межличностном общении влияние нацелено на то, чтобы удовлетворить с помощью другого человека свои мотивы и потребности.

Например, привычка доводить начатое дело до конца прививается не только потому, что это необходимо, а потому что воспитатель или родитель испытывает потребность формирования такой привычки.

Решение важной задачи, достижение поставленной цели, приводит не только к социально значимому результату, но и к реализации потребности добиться успеха.

Влияние, под видом пользы для общего дела, может быть направлено на удовлетворение личных потребностей.

В школе, учитель может использовать возможность влияния для удовлетворения собственной потребности в ощущении силы, испытать чувство удовлетворения от того, что ученик подчиняется его требованиям.

Каждый человек, ради удовлетворения своих потребностей, пытается оказать влияние на другого даже тогда, когда это не имеет никакой связи с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.

Цели своего влияния на других многие считают продиктованными ради общего дела, а цели, связанные с иными потребностями часто скрываются самым тщательным образом, и они совсем необязательно могут быть корыстными.

Чтобы не прикрываться интересами общего дела, человек должен осознать истинные цели своего влияния и не делать попыток неконструктивного способа воздействия.

В процессе межличностного общения познание другого человека является и результатом, и условием общения.

Когда представление о человеке более полное и точное, тогда и способ поведения с ним выбирается более подходящий.

Выбираемый способ поведения зависит от уровня самооценки и уровня самопонимания. Проведенные исследования говорят о том, что межличностное общение будет затруднено при неадекватной самооценке, характер которой сказывается и на положении индивида в группе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Мне нужна помощь

Способность иметь свое мнение

Юношеский возраст большей частью предполагает живое общение. В процессе эффективного взаимодействия подростки учатся отстаивать свое мнение, выражать индивидуальную точку зрения. Не всегда приобретение такого опыта дается легко. Иногда приходится проходить череду тяжелых душевных испытаний, предполагающих участие в конфликтах со сверстниками. Способность иметь свое мнение развивается, сталкиваясь с многочисленными трудностями. Молодые люди прикладывают значительные усилия для того, чтобы оказаться услышанными, завоевать авторитет, обрести уверенность в себе.

межличностное общение и взаимодействие

Проблемы межличностного общения в молодежной среде базируются на принятии чужой точки зрения и самореализации. Если по каким-то причинам подростку не удается найти собственное место в коллективе, он начинает чувствовать себя лишним. Умение проявить свою сущность так же важно и значимо, как и обладание интересными, незаурядными способностями. Если человек не может прийти к самораскрытию перед окружающими, то неминуемо будет испытывать трудности в общении. Способность иметь собственное мнение предполагает яркое развитие индивидуальности. Юношам зачастую недостает умения абстрагироваться от эмоций. Им не хватает толерантности, терпимости. Серьезное эмпатийное слушание развивается после 22-25 лет.

Молодежный жаргон

Использование сленга в общении между подростками сегодня считается нормой. Тот, кто употребляет больше резких словечек, как правило, пользуется большой популярностью в группе. Молодежный жаргон имеет яркую экспрессивно-негативную окраску. К использованию сленга люди прибегают затем, чтобы скорее влиться в новый коллектив, завоевать доверие одногруппников, показать себя с лучшей стороны.

живое общение

Также применение жаргонизмов в речи помогает подросткам существенно экономить время в разговоре и при этом оставаться уверенными в том, что все окружающие сверстники их правильно поймут. Современный молодежный язык прямо-таки изобилует критически настроенными словами. Как правило, использование сленга у юношей позволяет им почувствовать себя раскованно в новой компании.

Умение принимать чувства других людей.

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню.

Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д. Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем. Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

Сопереживание

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы

:

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Психология межличностного общения

Уверенность в себе

Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.

психология межличностного общения

Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.

Средства массовой информации

Коммуникации в обществе

Опосредованным массовое общение называется не просто так. Название подразумевает то, что такое контактирование происходит «посредством» использования каких-либо сфер – общественных, технологических и так далее.

На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.

Кстати говоря, журналист, который пишет статью в газету, использует фактор массового общения наравне со всеми. Он тоже «обращается» к широкой аудитории, в попытках донести какую-либо информацию.

В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности.

СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!

Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.

Осознание личной ценности

В процессе общения между собой подростки учатся осознавать и принимать собственные интересы. Наиболее значимые перспективы и возможности открываются перед ними, как правило, ближе к 16-17 годам. Это время развития самоактуализации. Индивидуальность юношей и девушек становится наиболее полной, четкой и целенаправленной.

современный молодежный язык

Осознание своей личностной ценности – это момент, предшествующий полному принятию себя. Данный этап невозможен, если по каким-то причинам прежде не проделана работа по эффективному взрослению. Подростки, испытывающие сложности в общении, не могут легко выражать свою точку зрения, избегают ситуаций, когда требуется что-то доказывать и объяснять окружающим.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий