Навыки делового общения

Хорошие коммуникативные навыки крайне важны для достижения успеха в работе или в бизнесе; часто именно навыки делового общения определяют успех или неудачу дела. Знание и применение правил делового общения обеспечивают эффективную работу организации на всех уровнях, в то время как проблемы в общении часто приводят к снижению производительности, что ведет к снижению доходов компании. Рекомендую к прочтению статью про развитие коммуникативных навыков.

Правила делового общения

Приемы общения

Приемы установки контакта в деловом общении снимают напряжение в процессе общения. Они вызывают симпатию у собеседника и повышают эффективность беседы.

Рекомендуется использовать такие приемы:

  • Обращайтесь к человеку по имени – отчеству. Этикет не позволяет говорить о человеке в 3-ем лице (он, она) в его присутствии.
  • Будьте доброжелательны. Улыбайтесь. Позитивные эмоции формируют доверие к вам.
  • Проявите терпение к речи собеседника. По возможности не перебивайте.
  • Проявляйте интерес к личной жизни своих подчиненных.

Данные манипулятивные приемы в деловом общении очень важны при установлении контакта с людьми. Ведь визуальный контакт в деловом общении – это фундамент долгосрочных партнерских отношений. Поэтому контролируйте свой взгляд.

А помогут вам в этом следующие приемы:

  • Установите визуальный контакт в начале беседы.
  • Не надевайте солнцезащитные очки на деловую встречу. Ваш собеседник будет чувствовать себя неловко.
  • Не смотрите пристально на собеседника.
  • Следите за зрачками партнера. Расширенные зрачки свидетельствуют об удовлетворении беседой. И наоборот.
  • Взгляд исподлобья говорит о враждебности или подозрительности к вашим словам.
  • Припущенные веки сигнализируют о потере интереса к теме вашего выступления.

В процессе делового общения данные приемы установки контакта в деловом общении помогут скорректировать интонацию, темп, стиль речи и семантику выступления.

Значение и роль

Как флиртовать с мужчиной правильно — правила и примеры заигрывания

Сфера бизнеса и услуг постоянно расширяется и обновляется. Возрастает уровень конкуренции. В сфере менеджмента правильно выстроенная деловая коммуникация влияет на реализацию поставленных целей. Поэтому компетентность в области делового общения имеет значительный вес для успешного построения деловых отношений. Помимо области производства, деловое общение распространяется на сферу науки, политики, образования, культуры.

Деловое общение выполняет ряд функций:

  • Коммуникативная. Она выражается в потребности людей в общении, построении отношений, обеспечивает взаимосвязь между разными людьми.
  • Информативная. Она заключается в необходимости передачи и обмене информации друг с другом, обогащении своих знаний и навыков.
  • Интегративная. Она выражается в объединении всех участников делового взаимодействия одной общей целью и задачами. В случае конкурентных взаимоотношений – это возможность включить обе стороны в поиск приемлемого для них варианта сотрудничества.
  • Регулирующая. С помощью деловой коммуникации люди влияют на других людей с целью достижения продуктивных результатов.

Виды и формы

Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки

Деловое общение зависит от обстоятельств и ситуации. Выбор определяется деловыми потребностями, целями и задачами. В психологии выделяют прямые и косвенные виды общения.

Прямые

Под прямыми видами подразумевают те, при которых общение происходит при непосредственном взаимодействии сторон. Здесь общение наиболее эмоционально окрашено, имеет живой характер и силу воздействия. Это наиболее эффективный вид делового общения. Пример: деловой разговор, переговоры, совещание и т.п.

Косвенные

Под косвенными видами понимают такие, при которых с помощью посредников создается некая дистанция между сторонами процесса общения. Такой вид деловой коммуникации может быть наименее эффективным из-за отсутствия прямого контакта (быть не подкрепленным эмоционально). Однако в некоторых случаях он бывает более выигрышным, чем прямой вид общения. Пример: любая деловая переписка, рассылка, общение через мессенджеры и т.п.

Деловая переписка

Деловая переписка

Кроме того, в зависимости от способа обмена информации, деловое общение может проходить в устном или письменном виде.

Основные формы делового общения:

  • Беседа – процесс обмена информацией и мнений в узком кругу сотрудников для рассмотрения определенных вопросов.
  • переговоры – процесс урегулирования возникших проблем для принятия оптимального решения, подходящих обеим сторонам переговоров.
  • Совещание – процесс коллективного обсуждения возникших вопросов.
  • Публичное выступление – процесс передачи выступающим важной для всего коллектива информации.
  • Пресс-конференция – процесс взаимодействия выступающего со средствами массовой информации для оглашения общественно значимых новостей.
  • Мозговой штурм – процесс активного взаимодействия всех членов коллектива для предложения каждым уникального варианта выхода из затруднительной ситуации в попытке найти альтернативное решение.
  • Телефонный разговор – тип дистанционного общения с помощью телефонных средств связи для обмена информацией и решения проблемных моментов.
  • Переписка – тип дистанционного общения с помощью использования бумажных или электронно-цифровых носителей.

Ведение переговоров

Чтобы повысить эффективность делового общения, важно уметь участвовать в переговорах или вести их. Основными правилами при ведении деловых встреч являются:

  • паритетность (равное количество участников с обеих сторон);наличие ведущего (за ход беседы отвечает один человек, который объявляет перерывы, направляет беседу в нужное русло, завершает переговоры и т.д.);честность и открытость (не нужно перекидываться фразами на другом языке, писать записки, использовать фразы-маячки, применять манипулятивные методы и т.д.);деловая, но непринужденная обстановка (перед беседой по существу можно разрядить обстановку недолгим разговором на отвлеченные темы);представление всех участников процесса (обеим сторонам важно знать, действительно ли в переговорах участвуют люди, принимающие решения);нейтральная территория (конечно, дома и стены помогают, но наиболее честным вариантом является нейтральное место).

    Самыми важными умениями, кроме общих умений эффективного общения, при ведении переговоров являются:

    • Умение отказывать. Многим трудно отказывать, а потому они стараются что-то предложить взамен или согласиться на неудобные условия. Это сильно вредит бизнесу, поэтому нужно учиться говорить «нет».
    • Умение доверять, говорить понятно и максимально открыто. Отношение к партнеру как к соратнику значительно упростит достижение договоренностей.
    • Умение вовремя закончить переговоры. Если ни одна из сторон не решается на уступки и беседа зашла в тупик, нужно закончить встречу. Бывает, что после ухода появляется шанс получить более выгодные условия.

    Есть еще немало тонкостей в этом вопросе. Успешные предприниматели или руководители привыкли доверять своей интуиции при поиске новых партнеров. Если что-то наводит на подозрения, кажется нереалистичным, они, скорее всего, откажутся от сотрудничества.

    Правила делового этикета

    Учитывая в общении нормы этикета, любой человек будет чувствовать себя уверенно на самых сложных переговорах. Ведь этикет был создан для того, чтобы люди понимали друг друга и узнавали «своих» в любом окружении.

    Итак, какие правила нужно соблюдать в деловой коммуникации.

    • Обращение

    Обращаться к человеку желательно по имени-отчеству и на «вы». Если вы не знаете, как зовут человека, придется использовать безличное обращение «вы» или корректно узнать его имя. Например, спросить: «Простите, как я могу к вам обращаться?»

    Не допускается использование таких обращений, как «девушка», «молодой человек», а уж тем более «мужчина» или «женщина». В современном русском языке нет закрепленной формы безличного обращения, поэтому говорить «сударь» или «сударыня» тоже недопустимо.

    В некоторых официальных ситуациях вы можете обращаться к человеку «господин Иванов», что является вежливой формой и подчеркивает дистанцию.

    • Приветствие

    Правильнее всего при встрече будет пожелать доброго дня или доброго утра. Необходимо помнить, что утро продолжается с 6 часов до полудня, день с 12.00 до 18.00, а вечер заканчивается в полночь. Также в любое время можно ограничиться вежливым «здравствуйте».

    • Извинения

    Нередко возникают ситуации, когда бывает необходимо принести извинения. В этом случае стоит помнить, что в русском языке нет слова «извиняюсь». Можно построить фразу таким образом: «Мы приносим вам извинения…» или «Прошу прощение за…».

    Извинение должно быть корректным и без излишней эмоциональной окраски.

    • Просьба

    Иногда люди, стремясь быть вежливыми, начинают просьбу с частицы «не». Например: «Не могли бы вы…». Эта фраза, хоть и построена грамотно, не совсем оправдана с психологической точки зрения. Вы изначально задаете в строении фразы возможность отказа в прямой или косвенной форме. Лучше использовать такие выражения: «Могу я вас попросить», «Будьте добры», «Пожалуйста».

    • Дистанция при общении

    Во время личного общения необходимо соблюдать минимальную дистанцию, особенно при разговоре с малознакомыми людьми. Согласитесь, если кто-то подходит к вам вплотную, это неприятно, но и слишком большое расстояние до собеседника вызывает дискомфорт.

    Оптимальным считается расстояние не менее чем 60 см, но не более двух метров.

    Какие правила соблюдать

    Существуют базовые правила речевого этикета, которые можно найти в любом учебнике по деловому этикету:

    • Четкое и корректное произношение (не «проглатывать» слоги или слова).
    • Соблюдение правильной интонации, грамотная расстановка акцентов (не усиливать или ослаблять интонацию голоса там, где это неуместно).
    • Средний темп речи (не нужно тараторить и не растягивать слова и предложения).
    • Избегайте употребления слов-паразитов. Такие слова часто бессмысленны и делают речь скучной.
    • Уместность жестикуляции (не нужно размахивать руками, не использовать жесты там, где это неуместно).
    • Не допускается употребление сленговых выражений, грубости и большого количества уменьшительно-ласкательных слов.

    Кроме речевого, есть невербальное общение, которое не менее важно при деловом общении. Следите за поведением своего собеседника. Вот некоторые правила этикета этого беззвучного языка:

    • Необходимо соблюдать дистанцию по отношению к деловому партнеру. Расстояние между вами должно быть немного дальше, чем от хорошо знакомого вам человека.
    • Рукопожатие очень важно. Оно говорит о том, что вас уважают и хотят сотрудничать. Уверенное и продолжительное рукопожатие – хороший знак.
    • Если собеседник часто бросает краткий взгляд на часы или на дверь – это говорит о том, что он хочет поскорее закончить разговор и уйти.
    • Если оппонент сложил руки в замок, чертит что-то ручкой на бумаге, качает или притопывает ногой, то это может означать, что он нервничает и закрывается, чтобы уйти от разговора. Просто смените тему беседы.
    • Если деловой партнер положил руки на пояс, то так он хочет казаться важным, доминировать в деловых отношениях.
    • Когда собеседник расстегивает пиджак, высвобождает галстук, кладет руки на колени или на стол, выдыхает – это означает, что он принял окончательное решение.

    Психологические приемы

    Для того чтобы достичь своих целей, в деловом общении используют специальные психологические приемы, помогающие наиболее эффективно расположить к себе людей:

    • «Имя собственное». Прежде, чем обратиться к человеку, необходимо назвать его по имени и отчеству. Так он поймет, что в данный момент внимание уделяют только ему, и увидит в этом знак уважения.

    Психологический прием

    Психологический прием «Зеркало»

    • «Зеркало». Этот прием подразумевает то, что лицо говорящего может быть зеркалом для оппонента. Эмоции заразны. Любой человек способен распространить свои положительные эмоции на окружающих, что при общении будет только на пользу. Когда собеседнику улыбаются, кивают, сопереживают, он понимает, что его поддерживают, и обязательно это оценит.
    • «Золотые слова». Необходимо использовать в речи положительно окрашенные слова по отношению к собеседнику. Стоит сделать ему комплимент (только не перестараться). Любому человеку благозвучные слова в его адрес будут только приятны.
    • «Активный слушатель». При разговоре нужно проявлять внимательность и терпеливость, активно слушать собеседника. Приступать к своей части диалога лучше после того, как человек закончил свою основную мысль. Собеседник увидит значимость его слов и будет испытывать чувство уважения к говорящему.

    Интересно. Понятие деловое общение определяется как сложный комплексный процесс коммуникации, который включает в себя двустороннее партнерское сотрудничество и характеризуется соблюдением правил делового этикета. Эти особенности деловых отношений позволяют наиболее эффективно взаимодействовать, что важно для развития бизнеса и прогресса в целом.

    Деловое общение – это золотой ключик, который в умелых руках открывает любые двери в деловом мире.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий